Кровля из рулонных материалов

Кровли из рулонных материалов легки, экономичны, и в том случае, когда они выполняются с соблюдением всех технологических требований, достаточно надежны. К их недостаткам можно отнести малую огнестойкость, небольшую механическую прочность и неэстетичность, поэтому чаще всего их используют при строительстве хозяйственных зданий. Кровли из рулонных материалов представляют собой гибкий изоляционный ковер, который настилается насухо или наклеивается на основание при помощи горячих и холодных мастик.

  • Рулонные кровли выполняются одно-, двух- или трехслойными (чаще двухслойными). В толевых кровлях оба слоя делаются из толя, в рубероидных - нижний слой делается из пергамина или подкладочного рубероида. Как правило, такой вид кровли применяется на пологих скатах, уклон которых не превышает 12 градусов. 

  • Основание под кровлю может быть одно- или двухслойным. Последнее предпочтительнее. Однослойное сплошное основание делается из досок толщиной 25 и шириной 90—120 мм.

Первый, несущий, слой двухслойного основания выполняется из досок толщиной 25 и шириной 100—120 мм, уложенных с зазором 45-50 мм. Второй, выравнивающий, выполняется из досок толщиной 15-20 мм и шириной 80-100 мм, уложенных вплотную друг к другу под углом 45 градусов к карнизу.

  • Для того чтобы кровельный материал при работе не скатывался, предварительно его надо подержать некоторое время в раскатанном виде или перемотать в рулон обратной стороной.

При покрытии насухо рулонный материал настилается в два слоя: один - вдоль карниза, другой - перпендикулярно ему. Каждый слой по краям прибивается гвоздями. Окончательное крепление покрытия осуществляется с помощью реек сечением 30 Х 30 мм, прибитых перпендикулярно к карнизу.

  • Покрыть кровлю рулонным материалом сухим способом можно и по-другому. Для этого к обрешетке перпендикулярно к карнизу прибиваются треугольные бруски сечением 50х50 мм.

    Расстояние между брусками должно быть меньше ширины рулонного материала на 100 мм. Разрезанные заранее полотна двойным слоем укладываются между брусками и прибиваются толевыми гвоздями через каждые 500 мм.

В таком случае на гребне бруска получается шов, который перекрывается накладкой из сложенно- го вдвое толя или рубероида. Затем накладка прибивается толевыми гвоздями. 

На свесах крыши рулонный материал заворачивается под обрешетку на 100 мм и закрепляется толевыми гвоздями. На коньке и ребрах он загибается на 150 мм и прижимается двумя досками толщиной 25 мм и шириной 150 мм

  • Кровельные работы с использованием мастики начинаются с подготовки деревянного основания. Для этого на него в качестве грунтовки наносится растворенный в керосине, бензине или солярном масле битум в соотношении 2 : 1. Раствор готовится из расплавленного остывшего битума (при температуре не выше 75-80 градусов), который небольшими порциями добавляется в растворитель.

    Смесь перемешивается до получения однородной массы и процеживается через металлическую сетку с ячейками 3 мм. Рекомендуется наложить два слоя грунтовки толщиной 1-2 мм каждый: так будет обеспечена более высокая степень сцепления битумной мастики с материалом покрытия. 

Перед наклеиванием материал надо сначала подготовить: полностью шпателем или жесткой щеткой счистить посыпку с нижней стороны, а с верхней - только на стыковочной полосе шириной 100-150 мм. Причем крупнозернистую слюдяную и песчаную по- сыпку необходимо предварительно обработать растворителем, а тальковую - керосином. Подготовленный рулонный материал расстилают, отрезают кусок необходимой длины, затем скатывают и быстро покрывают основание мастикой на ширину рулона. Затем ногой на промазанную поверхность накатывают рубероид или толь, равномерно прижимая его, особенно по краям, на месте стыков. Для удобства выполнения этой операции рекомендуется надеть обувь на мягкой подошве без каблука. Однослойное покрытие накладывается параллельно карнизу снизу кровли. Листы кладутся внахлестку с напуском верхнего ряда на нижний на 100-150 мм. При двухслойном покрытии первый слой накладывается перпендикулярно к карнизу, а второй - парал лельно ему. После покрытия кровли рулонным материалом ее покрывают битумной мастикой и присыпают сухим просеянным песком.

  • Чтобы продлить срок службы рулонной кровли, ее можно дважды покрыть алюминиевой краской, смешанной с битумным лаком: первый раз кистью, второй раз краскопультом.

Перед окрашиванием крышу необходимо очистить от грязи и пыли. При нанесении первого слоя покрасочная смесь должна содержать 10% алюминиевой пудры, а при нанесении второго слоя - 15%. 
Все работы необходимо закончить не позднее 3 часов с момента их начала, в противном случае краска расслаивается и становится непригодной к употреблению.

  • Расход материала
    Для однослойной кровли: на 1 кв. м поверхности требуется 1,2 кв. м рулонного материала, 30 толевых гвоздей, 0,3 кг мастики, 0,8 кг готовой краски.

    Для двухслойной кровли: на 1 кв. м поверхности требуется 2,4 кв. м рулонного материала, 30 толевых гвоздей, 0,6 кг мастики и 0,8 кг готовой краски.
  • Приготовление нефтебитумной мастики
    Мастика представляет собой битум, смешанный с разного рода наполнителями и пластификаторами.
    В качестве наполнителя могут использоваться сухая древесная мука, измельченный и просеянный торф или лесной мох, рубленая минеральная вата.

Независимо от вида все наполнители должны быть мелко измельчены, хорошо просушены и неспособны к образованию комков. Из пластификаторов чаще всего используют отработанное автомобильное масло, объем которого в мастике не должен превышать 5%. По сравнению с чистым расплавленным битумом мастики обладают рядом преимуществ: при низких температурах они менее хрупки, размягчаются при более высоких температурах, обеспечивают более прочное приклеивание рулонных материалов. Мастика готовится в специальном варочном котле с хорошо пригнанной крышкой. Котел ставится на металлическую треногу, которая обкладывается кирпичной кладкой так, чтобы получилась топка. Устанавливать котел на треногу необходимо с небольшим уклоном во избежание загорания выливающегося битума. С этой же целью не следует загружать битум в котел более чем на 3/4 его емкости. Мастику готовят из смеси нефтебитумов марок III и V.

  • Для этого в котел сначала помещают куски легкоплавкого битума марки III.
    Котел ставят на огонь и, помешивая битум деревянной лопаточкой, доводят его до полного растворения. После того как на поверхности битума исчезнет пена, в него маленькими кусочками добавляют битум марки V и доводят температуру всей массы до 200 градусов.

  • Ни в коем случае нельзя допускать перегрев мастики, так как при более высокой температуре она теряет свои качества.
    Мастика считается готовой, когда ее поверхность перестает пениться и становится стекловидной.

После этого в нее небольшими порциями засыпают подогретый на железных листах наполнитель, расплав постоянно помешивают. Очередную порцию наполнителя засыпают только после того, как опадет пена. Затем в мастику добавляют пластификатор и опять смесь тщательно перемешивается. При нанесении мастики на поверхность она очень быстро остывает, поэтому использовать ее надо сразу же после приготовления, не давая ей остыть ниже 120 градусов.

Наши филиалы: Краснодар / Тольятти / Ижевск / Ульяновск / Барнаул / Владивосток / Москва /